?

Log in

No account? Create an account
Живущая в Испании, или как можно больше из жизни в Испании.
То, что фотография до бесконечности воспроизводит, имело место всего один раз.
Выбираем светосильный штатник - Nikon, Tokina, Tamron 1,4; 
30-мар-2010 08:51 am

Виньетирование

На широком угле и открытых диафрагмах углы кадра могут получаться более темными, чем центр. В принципе, это явление, называемое виньетированием, имеет не первостепенное значение, поскольку легко поддается коррекции в редакторах изображения, особенно если съемка велась в формате RAW. Более того, некоторые фотографы считают виньетирование полезным эффектом, повышающим художественность фотографий, и даже вводят его искуственно, в тех же самых редакторах. Тем не менее, с объективной точки зрения уровень виньетирования является одним из признаков качества оптики - разумеется, он должен быть минимальным.

Съемка скульптурной группы проведена с фокусными расстояниями 17, 24 и 35 мм, со значениями диафрагмы F/2.8, F/4.0 и F/8.0. Баланс белого установлен на автомат, однако условия освещения менялись (солнце периодически заходило за облака), поэтому с точки зрения цветопередачи снимки сравнивать не следует.

На широком угле 17 мм виньетирование заметно у всех объективов, и в этом нет никакого сюрприза. При F/2.8 у Nikkor'а виньетирование минимально, у Tamron'а хорошо заметно, у Tokin'ы - сильное. При закрытии диафрагмы уровень виньетирования снижается, и при F/8.0 оно уже практически незаметно у всех объективов.

При f=24 мм виньетирование заметно только у Tokin'ы и Tamron'а, и лишь на самой открытой диафрагме F/2.8.

Далее, при f=35 мм о виньетировании уже можно вовсе не думать.

Снимая Nikkor'ом, можно практически забыть о таком явлении, как виньетирование, а у Tamron'а и Tokin'ы его уровень невелик и проявляется лишь в узком диапазоне ситуаций - на самом широком угле и предельно открытой диафрагме.

Хроматические аберрации

Наиболее частый вид хроматических аберраций (цветовых искажений), который можно увидеть на фотоснимках - это малиново-зеленое оконтуривание границ высококонтрастных объектов, например, темной листвы и веток на фоне пасмурного неба. Возникает этот эффект вследствие разных значений коэффициента преломления для электромагнитных волн разной длины (проще говоря, для света разного цвета). Из-за этого же появляется и радуга на небе.

Владельцам зеркалок Nikon последних моделей повезло - в D300, D90, D5000 хроматические аберрации этого типа устраняются программно, и на снимках они практически не проявляются.

Однако другой тип хроматических аберраций - синюю и фиолетовую засветку темных областей - наблюдать иногда можно. Сравниваем уровень этих аберраций для трех объективов - на примере тех же снимков деревянных идолов (общий план см. выше, далее будут фрагменты для фокусных расстояний 17, 24, 35 и 50 мм, при диафрагмах F/2.8, F/4, F/8, F/11 и F/22).

Синяя засветка хорошо видна у Tokin'ы при открытой диафрагме. Зато, как мы уже видели раньше, Tokina показывает хорошую резкость при больших диафрагменных числах. Отметим, что здесь можно сравнивать лишь относительный уровень резкости между объективами, но не абсолютный - поскольку идол, который на снимках, расположен ближе к нам, чем центральный, по которому производилась фокусировка (и соответственно, не обязан оказаться в фокусе).

Движемся в сторону телеположения - фокусное расстояние 24 мм. 

Ситуация повторяется, только на этот раз синяя засветка у Tokin'ы при F/2.8 и (в меньшей степени) при F/4 проявляется еще сильнее.

Переходим к фокусному расстоянию 35 мм. Герой предыдущих снимков уходит за кадр, и мы переключаемся на другого идола, расположенного уже практически в плоскости фокусировки. Так что по следующим снимкам можно судить не только об аберрациях, но и о резкости.

На открытой диафрагме F/2.8 Tokina ведет себя не очень хорошо - изображение размытое, а вокруг яркой области (белая "роговица" глаза) видны ореолы, еще и подкрашенные синим цветом. Tamron чуть отстает от лидирующего Nikkor'а, но в целом дает очень хорошую картинку. С закрытием диафрагмы Tokina избавляется от ореолов, и при F/11-F/22 уже выходит вперед.

Последняя в этом разделе серия снимков - приближаемся еще сильнее, зум 50 мм.

В целом та же история, что и на 35 мм, хотя здесь синих аберраций не видно. Собственно, картина в целом повторяет то, что мы уже видели в разделе Резкость - отличная работа всех объективов в центре кадра, выраженное размытие у Tokin'ы при открытой диафрагме, особенно в диапазоне 35-50 мм, компенсируемое ее более высокой резкостью по мере приближения к F/22.

Выбираем светосильный штатник - Nikon, Tokina, Tamron 1,1;
Выбираем светосильный штатник - Nikon, Tokina, Tamron 1,2;
Выбираем светосильный штатник - Nikon, Tokina, Tamron 1,3;
Выбираем светосильный штатник - Nikon, Tokina, Tamron 1,4;
Выбираем светосильный штатник - Nikon, Tokina, Tamron 1,5;
Выбираем светосильный штатник - Nikon, Tokina, Tamron 1,6; 
 

Автор:  Дмитрий Крупский
МегаФото

This page was loaded авг 19 2018, 11:37 pm GMT.